Часть 6. Мини-погрузчики. Какой лучше выбрать?
«Нужен «бобкет» в аренду на месяц. Ковш, щетка.»
Именно так звучат заявки от прорабов на заказ мини-погрузчика на стройку. Причем мини-погрузчик может приехать как марки Бобкэт, так и любой другой, и это будет нормально. Прижилось название так же как и ксерокс, памперс, джип, потому, что компания «Bobcat» была изобретателем данного вида техники в 50-х годах прошлого века и до сих пор остаётся одной из ведущих компаний, производящих мини-погрузчики.
Наверное, вы уже поняли, что в этой статье мы поговорим именно о мини-погрузчиках.
Самый распространенный тип мини-погрузчика – это машина, выполненная по схеме с бортовым поворотом. Что это означает? Это означает, что у машины 4 колеса, оси которых жестко закреплены к раме. Поворот осуществляется посредством разнонаправленного вращения колёс правого и левого бортов – вот и «бортовой поворот». Сегодня мы рассмотрим подробнее этот вид строительной техники, а о других типах – сочлененных и гусеничных мини-погрузчиках поговорим в другой раз.
Итак, мини-погрузчик с бортовым поворотом – что это за машина?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть конструкцию и характеристики этой техники.
Конструкция погрузчика, с точки зрения инженера, очень интересная. Ведь перед конструкторами стоит задача сделать «мини», а «мини» означает, что в минимальные габариты нужно встроить необходимую мощность и функционал.
Основа конструкции, конечно, рама. Она сложная, сварная. Представляет из себя короб с интегрированными полостями цепей бортовых передач и топливным и гидравлическими баками.
Бывает, что колёса мини-погрузчика приводятся не цепями от двух гидромоторов, а напрямую четырьмя гидромоторами – по одному на каждое колесо. Эта схема не является предпочтительной, так как при эксплуатации «уходят» настройки гидравлики и погрузчик начинает терять прямолинейность хода. Вернуть настройки непросто и хватает их ненадолго. Не рекомендуем к покупке такие машины.
Как мы уже рассмотрели, в раме мини-погрузчика находятся гидромоторы привода колес, которые приводят их в движение посредством цепной передачи. Гидравлический поток исходит, соответственно, от гидронасоса.
Насос используется двух или трёх-секционный. Основная секция – аксиально-поршневой агрегат, дополнительные зачастую шестеренные.
Гидравлический насос должен быть весьма производительным, ведь помимо привода хода, ему нужно обеспечить потоком гидравлической жидкости навесное оборудование. Если это оборудование имеет в своём составе части, которые вращаются с высокой скоростью, например, дорожная фреза, то и поток должен быть повышенным. Эта функция идёт в качестве опции, называется «High Flow».
Двигатель мини-погрузчика – дизельный. Располагают его как продольно, так и поперечно. Поперечная схема более компактна, сложна, но менее удобна при обслуживании и ремонте, поэтому встречается реже.
К раме крепится стрела. Стрелу делают в двух вариантах исполнения – с радиальным и параллельным подъемом. Радиальная конструкция подъема стрелы, исходя из названия, является более простой – когда основание стрелы крепится напрямую к раме. Соответственно, траектория её подъема идёт по окружности. Параллельный (вертикальный) подъем стрелы выполнен через дополнительные геометрические элементы – коромысла, тяги. Такой стрелой удобнее работать на погрузке, а радиальной – на планировке, так как ее более простая конструкция лучше воспринимает ударные нагрузки на ковш. Также вертикальный подъем более удобен при работе с вилами, но сложность конструкции несёт за собой и более затратной обслуживание и ремонт.
Некоторые производители опционально предлагают телескопическую стрелу, что серьёзно повышает высоту выгрузки.
Управление мини-погрузчиков бывает двух типов – рычаги и джойстики. Джойстики работают либо от гидравлической линии управления, либо по электрической CAN-шине. Гидравлические джойстики обеспечивают более плавное управление и более надёжны, а электрические имеют преимущество в количестве функций и гибкости настроек.
Интересная картина с системой управления рычагами – изначально компания Bobcat использовала рычаги для управления ходом, а управление рабочими операциями – ковшом и стрелой осуществлялись педалями. Сейчас такая схема отходит в пользу джойстиков.
Рабочие органы машины крепятся к стреле через быстросъемное устройство (БСУ). БСУ бывает разных типов, но наибольшее распространение получил стандарт всё той же компании Bobcat под названием Bob-touch – это достаточно простая и эффективная конструкция, позволяет быстро поменять навесное оборудование. С гидравлическим приводом – даже не выходя из машины. Рекомендуем покупать мини-погрузчики именно с таким типом БСУ – доступность навесного оборудования для него максимальная, также очень много по нему б/у предложений.
Количество типов навесного оборудования, а также сфера его применения настолько обширны, что это мы рассмотрим в отдельном материале.
Где применяют мини-погрузчики?
Сфера применения мини-погрузчиков с бортовым поворотом очень обширна. Связано это в первую очередь с их компактностью и маневренностью - никакая другая машина не способна разворачиваться на месте с полным ковшом или другим навесным оборудованием. Поэтому, строители применяют мини-погрузчики для постройки дорог и тротуаров, машины используются в ландшафтном дизайне, на работах в подвалах, помещениях и других стесненных условиях, где другая техника просто не развернётся. Иногда их используют в сельском хозяйстве, на фермах, при условии наличия твёрдого покрытия. Также эффективны эти машины для содержания и уборки территорий и с успехом заменяют устаревшие и громоздкие тракторы МТЗ.
К недостаткам мини-погрузчиков в первую очередь относится плохая проходимость – малый клиренс и бортовой поворот сводят на нет их возможности на слабонесущих грунтах. Даже на простой земле после дождя такой погрузчик становится неработоспособным. Есть варианты с управляемыми колёсами, но это, скорее, экзотика. Существуют в качестве опции накидные гусеницы – отчасти они решают проблему проходимости. Также к минусам подобных машин стоит отнести некомфортные условия труда оператора, плохую обзорность и сложность в обслуживании и ремонте. Все недостатки, как мы видим, вытекают из компоновки машины.
Классифицируются мини-погрузчики, как в основном вся землеройная строительная техника – по массе. От массы рассчитывается и грузоподъемность. Также основными характеристиками являются опрокидывающая нагрузка и высота выгрузки.
Самые лёгкие машины весят порядка 1300 кг и поднимают около 500 кг. Они имеют ширину меньше одного метра, способны проехать в дверной проём или работать на узких дорожках или тротуарах. Самая большая машина весит под пять тонн и используется в основном на стройках. В аренду идут машины грузоподъемностью 800-1200 кг и высотой выгрузки 3 метра, которые и пользуются наибольшим спросом на рынке строительной техники.
Итак, в этой статье мы рассмотрели конструкцию, сферы применения, достоинства и недостатки погрузчиков с бортовым поворотом. В отдельных материалах мы коснемся использования навесного оборудования, а также рассмотрим нюансы эксплуатации и основные поломки. Следите за новостями на нашем сайте!
А если решили присмотреть мини-погрузчик для работы, то рекомендуем ознакомиться на нашем сайте, мы официальные дилеры спецтехники, наш бесплатный номер 8 (800) 101-80-10 , звоните нам